Есть проект своей загробной жизни?
В одном российском фильме Рай
представлен как санаторий, где в милой компании отдыхают приятные люди, ровно
течет жизнь вне жизни, и так все хорошо, что поневоле завидуешь счастливым
праведникам. Однако с давних времен фольклорные и литературные жанры описывают
мир иной весьма противоречиво.
Представления о посмертном
существовании души изначально связано с дорогой, которую не только трудно
преодолеть, но и сложно выбрать правильное направление и надежного проводника.
Так что задача живых подготовить средства для преодоления препятствий на пути к
«хорошему месту» (Раю, божьему престолу, Ирию) и выполнить определенные обряды
в помощь уходящему.
Тут все имеет значение, от ухода с
зажженной свечой, завешивания зеркал, переворачивания посуды, скамеек, на
которых стоял гроб, до выкладывания еловой дорожки к месту захоронения.
Представление о способе
существования в загробном мире, как продолжении земной жизни, требовало
снабдить покойника: профессиональным инструментом (плотника топором, портного
иглой и пр.), в некоторых культурах посудой, пищей на первое время. Отсюда и
поминальные столы на местах захоронений. Считается, в определенные дни жильцы
из иного мира захаживают потрапезничать вместе с родными.
Где же он, загадочный «тот свет»? В
народных поверьях: высоко в горах или за Синими морями, высокими горами, либо в
небесах, у некоторых народов глубоко под землей. Иногда вход расположен близко
к живым: колодец, овраг, болото, а то и просто чердак, подполье в доме.
Если сказочный герой живым решался
посетить страну мертвых, трудно ему приходилось: и по тонкой жердочке над
пропастью пройди, и в колодец бездонный прыгни, и через огненную реку проскочи,
но главное препятствие - Забыть-река (Смородина). Ведь умерший, переправившись
через неё, забывал свою прошлую жизнь, а живому богатырю еще воротиться надо.
Да и перевозчик – мужчина суровый, а привратник у восточных славян того круче –
многоглавый змей, а то и сам Вещий бог. Адовы ворота и вовсе охраняет старший
бес или святой Касьян (Кащей). Потому считалось не лишним положить покойнику
денежку в гроб, для задабривания охраны.
Интересная особенность, независимо
от того, где расположен «тот свет», -
под водой, на небе, под землей – там всегда светит солнце, поют птицы, на
чудесных лугах, в прекрасных домах расположились во множестве души, ожидающие и
с радостью встречающие новых умерших родственников. Занятие привычным трудом не
отменяет изобилия – молочных рек с кисельными берегами, золотых дворцов,
прекрасных плодов неземного вкуса.
Есть и прямо противоположный взгляд
на «мир иной». Там и птица не поет и ветер не веет, солнце не светит. Воздух
застывший, недвижный. Мертвый мир, в котором мертвые питаются падалью и
навозом.
По поверьям некоторых народов там
зимуют птицы и змеи, а весеннее размыкание врат Иного мира их освобождает.
Я говорю о славянской похоронной
обрядности. Но, как видите, она в основных моделях похожа на представления и
обряды других народов. В том, что душа дается человеку при рождении и живёт
вместе с ним, располагаясь либо в голове, либо в ямке под шеей, в груди, в
животе, в сердце. Покидает тело душа с последним выдохом умирающего, оставаясь,
некоторое время поблизости от него. Обычно от 3-х до 40 дней. И ставят ей воду,
чтобы омылась – смыла грехи, чистой явилась перед богом.
Главное совпадение, что грешнику,
человеку плохому – ничего хорошего не светит, а хорошего человека, праведника,
ждут только приятные вещи (пир за столом богов, райские кущи).
Часто, показывающейся людям душе,
чтобы почеркнуть её легкость, придают облик насекомого, птицы.
Аналогии духам – навиям,
пребывающим в местах погребения, существуют у многих народов.
Начиная со сказок, мы сталкиваемся
с представлениями о мире ином. Баба Яга, одна из ног которой — мёртвая («костяная»),
живущая в избушке «на курьих ножках», без окон и дверей, расположенной на
границе «того света» (леса), и помогающая герою волшебной сказки найти путь в
Иной мир, напрямую связана с образом
благодетельного предка, обитающего в доме-могиле.
По мере взросления нам предлагают
модифицированный вариант того же сюжета с разными вариациями, в том числе, и
той, с которой я начала статью. Какой нравится – дело вкуса. Каждый выбирает
проект, в котором впоследствии неплохо было бы поучаствовать. Ну, а как
получится…
#chto_pochitat_ #voloxina_ru #сверхестественное #рай #ад #смерть #искусство
#магия
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь своим впечатлением, мнением.