Есть проект своей загробной жизни?


В одном российском фильме Рай представлен как санаторий, где в милой компании отдыхают приятные люди, ровно течет жизнь вне жизни, и так все хорошо, что поневоле завидуешь счастливым праведникам. Однако с давних времен фольклорные и литературные жанры описывают мир иной весьма противоречиво.
Представления о посмертном существовании души изначально связано с дорогой, которую не только трудно преодолеть, но и сложно выбрать правильное направление и надежного проводника. Так что задача живых подготовить средства для преодоления препятствий на пути к «хорошему месту» (Раю, божьему престолу, Ирию) и выполнить определенные обряды в помощь уходящему.
Тут все имеет значение, от ухода с зажженной свечой, завешивания зеркал, переворачивания посуды, скамеек, на которых стоял гроб, до выкладывания еловой дорожки к месту захоронения.   
Представление о способе существования в загробном мире, как продолжении земной жизни, требовало снабдить покойника: профессиональным инструментом (плотника топором, портного иглой и пр.), в некоторых культурах посудой, пищей на первое время. Отсюда и поминальные столы на местах захоронений. Считается, в определенные дни жильцы из иного мира захаживают потрапезничать вместе с родными.
Где же он, загадочный «тот свет»? В народных поверьях: высоко в горах или за Синими морями, высокими горами, либо в небесах, у некоторых народов глубоко под землей. Иногда вход расположен близко к живым: колодец, овраг, болото, а то и просто чердак, подполье в доме.
Если сказочный герой живым решался посетить страну мертвых, трудно ему приходилось: и по тонкой жердочке над пропастью пройди, и в колодец бездонный прыгни, и через огненную реку проскочи, но главное препятствие - Забыть-река (Смородина). Ведь умерший, переправившись через неё, забывал свою прошлую жизнь, а живому богатырю еще воротиться надо. Да и перевозчик – мужчина суровый, а привратник у восточных славян того круче – многоглавый змей, а то и сам Вещий бог. Адовы ворота и вовсе охраняет старший бес или святой Касьян (Кащей). Потому считалось не лишним положить покойнику денежку в гроб, для задабривания охраны.
Интересная особенность, независимо от того, где расположен «тот  свет», - под водой, на небе, под землей – там всегда светит солнце, поют птицы, на чудесных лугах, в прекрасных домах расположились во множестве души, ожидающие и с радостью встречающие новых умерших родственников. Занятие привычным трудом не отменяет изобилия – молочных рек с кисельными берегами, золотых дворцов, прекрасных плодов неземного вкуса.
Есть и прямо противоположный взгляд на «мир иной». Там и птица не поет и ветер не веет, солнце не светит. Воздух застывший, недвижный. Мертвый мир, в котором мертвые питаются падалью и навозом.
По поверьям некоторых народов там зимуют птицы и змеи, а весеннее размыкание врат Иного мира их освобождает.
Я говорю о славянской похоронной обрядности. Но, как видите, она в основных моделях похожа на представления и обряды других народов. В том, что душа дается человеку при рождении и живёт вместе с ним, располагаясь либо в голове, либо в ямке под шеей, в груди, в животе, в сердце. Покидает тело душа с последним выдохом умирающего, оставаясь, некоторое время поблизости от него. Обычно от 3-х до 40 дней. И ставят ей воду, чтобы омылась – смыла грехи, чистой явилась перед богом.
Главное совпадение, что грешнику, человеку плохому – ничего хорошего не светит, а хорошего человека, праведника, ждут только приятные вещи (пир за столом богов, райские кущи).
Часто, показывающейся людям душе, чтобы почеркнуть её легкость, придают облик насекомого, птицы.
Аналогии духам – навиям, пребывающим в местах погребения, существуют у многих народов.
Начиная со сказок, мы сталкиваемся с представлениями о мире ином. Баба Яга, одна из ног которой — мёртвая («костяная»), живущая в избушке «на курьих ножках», без окон и дверей, расположенной на границе «того света» (леса), и помогающая герою волшебной сказки найти путь в Иной мир,  напрямую связана с образом благодетельного предка, обитающего в доме-могиле.
По мере взросления нам предлагают модифицированный вариант того же сюжета с разными вариациями, в том числе, и той, с которой я начала статью. Какой нравится – дело вкуса. Каждый выбирает проект, в котором впоследствии неплохо было бы поучаствовать. Ну, а как получится…
#chto_pochitat_ #voloxina_ru #сверхестественное #рай #ад #смерть #искусство #магия


Комментарии

Популярные сообщения