«Всем хочется казаться благородными. Делать подлость с благородством»
Боже! Ужасный век, ужасные сердца!

(А. С. Пушкин " Скупой рыцарь")
Скупость на материальное и душевное ничуть не уменьшилась со времен описанных поэтом. Не сомневаюсь, что заинтересованных читателей у статьи будет мало. О причине писал Достоевский Ф. М.
«…В наш век негодяй, опровергающий благородного, — всегда сильнее, ибо имеет вид достоинства, почерпаемого в здравом смысле, а благородный, походя на идеалиста, имеет вид шута».  За сто с лишним лет в лучшую сторону перемен не наметилось. Боюсь, что и в следующем веке мы не сможем утверждать обратное.
О причинах усиливающейся агрессии в обществе говорено переговорено. И потоки агрессивных новостей, фильмов, публикаций, перешедших в разряд обыденности; и отсутствие духовного воспитания; и трансформация института семьи, изменение ролевого статуса мужчины и женщины в социуме, девальвация сокровенной тайны интимных отношений – названо множество причин из одного истока, порождающих семейное насилие над детьми (в том числе со стороны матери), обесценивающее человеческую жизнь (убить просто стало не только в кино). Все это толкает человека на максимальную защиту от масс-медиа, правовых институтов (часто небезопасных для граждан), от агрессии социальных групп, в которых он вынужден находиться (учеба, работа, мед. учреждения). Я вовсе не сгущаю краски, вы сами видели нянь, учительниц и медсестер садисток, пациентов, забивающих эскулапов до смерти, полицейских… можно не продолжать. И так ясно, отчего хочется спрятаться. Но, несмотря на усиливающуюся разобщенность, индивидуализацию, мало говорят о том, как  жизнь среди жестоких людей в бездушном городе делает из доброго и отзывчивого человека безмолвного созерцателя.  О главном, волновавшем лучшие умы человечества во все времена: вера и Бог, человек и его жизнь, творчество, современность, нравственность, любовь и родина. Все, что формирует личность, вынужденную в определенный момент своей жизни сделать выбор: я или другой, подлость или благородство. В жестоком мире в индивидуалисте ворочается Раскольников: я лучше, значит, мне можно то, что нельзя другим,  в конце концов, «Если Бога нет, значит, всё позволено».
Предвижу возмущение – индивидуалист, не значит мерзавец. Конечно, нет. «Вот в том-то и ужас, что у нас можно сделать самый пакостный и мерзкий поступок, не будучи вовсе иногда мерзавцем! Это и не у нас одних, а на всем свете так, всегда и с начала веков, во времена переходные, во времена потрясений в жизни людей, сомнений и отрицаний, скептицизма и шатости в основных общественных убеждениях. Но у нас это более чем где-нибудь возможно, и именно в наше время, и эта черта есть самая болезненная и грустная черта нашего теперешнего времени. В возможности считать себя, и даже иногда почти, в самом деле, быть, немерзавцем, делая явную и бесспорную мерзость, — вот в чем наша современная беда!» («Дневник писателя» Ф.М. Достоевский).
К сожалению, размышление о  причинах нравственной деградации, девальвации ценностей, сегодня всего лишь обязательный элемент школьного сочинения в весьма примитивном виде, чаще, перефразированное учительское сообщение. Что же тогда вызревает в замкнувшихся индивидуалистах? Нереализованная потребность в психоэмоциональном обмене, в развитии за счет личностной самореализации в социуме, его поддержке и одобрении, должны во что-то вылиться, сублимировать. Иначе они разъедают изнутри, становятся взрывоопасными.
Представьте, что все мы учимся и работаем на фрилансе, видим одного – двух человек, с которыми осуществляем только продуктивную коммуникацию на результат. Ребенок в своей комнате учится один на один с компьютером, родители в пансионате для престарелых, на мониторе перед вами безличная рабочая задача. А как же бесполезный треп с коллегами в перерыве, родивший не одну творческую идею, ужин с родными, семейные разговоры, позволявшие ощущать тепло, любовь, заботу близких.
Если у нас нет здоровых социальных отношений, трудно узнать, каких поступков стыдиться, отчего, кроме еды и секса может быть хорошо, какой ты на самом деле. Полагаю, если бы люди не были нужны друг другу, жил бы один бессмертный Адам вечно. Не знаю, был бы он счастлив…
Любое обстоятельство является следствием, имеющим причину. Воздействие на неё позволит получить другой результат. Что проку толковать об известном – мы агрессивны, разобщены?  Хорошо бы дать другую пищу, на которой вырастет новый результат. Представьте на секунду: включили телевизор, там ни одного детектива, ни одной чернушной новости; сколько ни искали в Сети, не нашли ни одной агрессивной перебранки, пустопорожней инфы и болтовни, как ни старались, не смогли спровоцировать продавца, водителя, доктора на хамство. Что делать? О чем думать? Что говорить? Нет ничего! Или что-то осталось?
Замечали, насколько негативно окрашен поток наших самых простых мыслей – по содержанию, направленности, цели? Видим ли мы в первую очередь, что хорошо, а столкнувшись с «плохо», стремимся найти лучшее решение, а не убиваемся по его поводу? «Это примитивно», - скажут некоторые. Может, с простого и начать?
#chto_pochitat_ #voloxina_ru #интересная_тема #книги_натальи_волохиной #современная_проза #общество #нравственность #личность #воспитание 

Комментарии

Популярные сообщения