СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
А что было бы, если б мы с животными поменялись размерами и местами?
СКАЗКА ПЯТАЯ. РАБОЛЕС
Дедушка с трудом стянул ботинки, медленно разогнулся и, шаркая ногами, направился на кухню. Там он налил в самую большую чашку горячего чаю и, кряхтя, и постанывая, опустился в глубокое кресло. Внучок, наблюдавший за ним в щелочку из-под одеяла, скользнул точно в тапочки и через минуту пристроился напротив деда за кухонным столом.
- Дедушка, а куда ты так рано ходил?
- В сад, мой хороший, в сад, конечно.
- А что ты там делал?
- То, что и всегда – деревья подрезал, окапывал, чтобы гусеницы не завелись.
- А почему тебя никогда с нами не было, а теперь есть?
- Я долго жил в другом месте, - терпеливо отвечал старик.
- А в каком, другом?
- Ну, я ведь тебе уже много раз рассказывал.
- А ты ещё расскажи, я забыл, - слукавил мальчик.
И Дедушка, видимо, в который раз, начал неторопливый рассказ:
- Случилось это, когда тебя ещё на свете не было.
- А где я был?
- Если будешь перебивать…
- Ладно – ладно, не буду.
- То-то. Случилось это, когда тебя ещё на свете не было. А я был молодым, крепким, здоровым.
- Как папа? – не удержался малыш.
- Как папа. Отправился я в другую деревню за …
- За вощиной для пчельника, - подсказал Внук.
- За вощиной для пчельника. А дорога мимо …
-леса…
- Всё! – рассердился Дед. - Ты и сам всё знаешь, не стану рассказывать.
- Ну, Деда, ну, пожалуйста, я больше ни словечка не скажу.
- Смотри мне. А дорога шла мимо леса. И хоть у меня коса при себе была, и смотрел я во все глаза, настороже был, но попал, таки, в ловушку.  Деревья дикие, они хитрющие. Пустили корешки крепкие под самой дорогой. Сверху не видно. Как сравнялся я с самым высоким деревом, корешки за ноги цап, крепко, капкан прямо. И потащили. Я косой их рассечь пытался и рвался, и кричал, всё без толку. Подтянули ближе к лесу, а тут уж плющи вмиг оплели и в самую глухую чащу утащили.  А там у них уж всё готово. И тяпки, и лопаты, и лейки. Старый-то работник их, который помер, хозяйство в порядке держал. Так и стал я на лес работать. Чистил, сухие ветки обрезал, больные деревья лечил, от вредителей защищал, канавы проточные и водоводы рыл. Ну, и он меня не обижал, кормил хорошо, грибами, ягодами, орехами, медом. 
- Дедушка, почему ты не сбежал из рабства? – возмутился Внук.
- Как же, пробовал, и не раз. Только окажусь на краю леса, перерублю лианы – кандалы и бежать, но тут  же две или три других ногу обовьют. Бывало, едет кто по дороге, я кричу, что есть мочи. Но либо не слышат, либо боятся, кто ж в дикий лес сунется. А то ещё паутиной липкой рот забьют, чтоб не голосил, и колючками по голым рукам хлещут, наказывают. Однажды, до самой дороги добежал, обрадовался, но не тут-то было. У старых деревьев корни длинные, на много метров в разные стороны под землей тянутся, вот и вылез такой корнище, да сцапал меня, да швырнул обратно. В тот раз меня сильно наказали – подвесили вниз головой на дереве, сутки висел. Но всё равно, пытался еще не раз убежать. Однажды пчёл диких за мной послали в погоню, они меня всем роем обратно гнали, покусали всего – жуть.
- Злой лес! – заключил мальчик.
- Да, как сказать. Люди тоже не особенно добрые. Деревья пилят, лес жгут по глупости, железом, стеклом стволы, корни ранят, вот и научился он обороняться. Раньше он людям все богатства свои отдавал, а они ему злом платили. Грабили почем зря, разоряли, почти совсем извели.
- Он тебя в плену держал, а ты за него заступаешься?! – удивился Внук.
 - А я не жалею, что свой век в лесу прожил. Жалко, конечно, что жену с сыном не видел столько лет. Ну, так что ж, теперь свиделись, с тобой тоже.
- А как же ты сейчас ушёл из леса?
- А так и ушёл. Старый я стал, немощный, не мог больше работу тяжелую делать. Лес это понял и отпустил.  У него теперь другой помощник, молодой.
- Раболес,- поправил мальчик.
- Нет, помощник. Это по-первости так кажется, а потом вникнешь и поймешь, что задолжали люди лесу на много лет вперед, нужно долги отрабатывать.
- Ну, почему именно тебе нужно отрабатывать, ты же не грабил его, не обижал.
- Люди это сделали, а я один из них, чего уж теперь делить.
- А зачем ты в сад ходишь работать, ему ты ничего не должен? - не унимался Внук.
- Как не должен? Сад этот мой дед посадил. Уже несколько поколений нашей семьи его плодами пользуются. Ты вот, тоже уже задолжал саду нашему. Кто яблоки, груши, сливы ест? Так  что, пора и тебе учиться долги отдавать.
Мальчик сердито сопел. Не нравилось ему в должниках быть. Но на другое утро подкараулил, когда Дед в сад пойдет, оделся и вышел вслед за ним.

ОБЩЕДОСТУПНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ «ОЗОРНИКИ». ЧИТАТЬ БЕСПЛАТНО: ozorniki.com

Комментарии

Популярные сообщения