Как игру сделать обучением?
Прочитала заголовок поста: «Как обучение сделать игрой», - и разозлилась, что со мной случается редко. Но все мы грешны. Вспомнилось, сколько раз на семинарах педагоги мусолили затертую фразу «обучение в игровой форме», и сколько раз растерянно озирали руины методических иллюзий - результат осознанного, осмысленного разбора их реальных действий.

Для ребенка игра – это жизнь, реальная жизнь. Просто взрослые убеждают его (и постепенно добиваются своего), что игра – несерьезно, отдельно от жизни. А потом начинают играть с ребенком, пытаясь принудить его снова поверить, что игра – серьезно. «Сейчас мы с вами поиграем немножко, а по пути, по-настоящему, чему-нибудь научимся». Но кредит доверия уже утрачен, и вся затевашка теряет смысл. Начинать надо с причины – не отбирать игру, потому что она на самом деле, а не как будто и не понарошку, учит ребенка, просто многие взрослые не умеют пользоваться ей, как инструментом, вовремя направляя самообразовательный процесс в нужное русло.  
На все возмущенные крики отвечаю примером. Элементарно, Ватсон! АБСОЛЮТНО ЛЮБУЮ ИГРУ МОЖНО, БЕЗ РАЗРУШЕНИЯ ЕЁ СПОНТАННОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБОГО НАВЫКА. Ребенок строит куличики в песочнице, возраст от 0+, - присоединяйтесь.
- Тебе один куличик, мне два.
- Мне тоже два.
- Хорошо, прибавь еще один, теперь у нас поровну. У меня два…
- … и у меня тоже два! – кричит малыш (простая психология - мотивация).
- А у меня есть ведерко, сделаю себе пирог. Теперь у меня 2 кулича и один пирог, всего три вкусняшки.
- И я сделаю себе пирог!
- Ой, у меня один упал, сломался...
Сейчас вы можете научить его прибавлять, отнимать и даже делить и умножать, ЕСЛИ ТОЛЬКО НЕ СЪЕДЕТЕ НА МЕНТОРСКИЙ ТОН, ПОРУШИТЕ ИГРУ, НАЧНЕТЕ ЗАСТАВЛЯТЬ, ПОВТОРЯТЬ. Вам трудно, потому что вас давно отучили играть, а научили притворяться, что вы играете, чтобы манипулировать в процессе псевдоигры кем либо. Интерес нельзя привить, его можно только вызвать, потому что он проистекает из доверия. Включить ребенка в псевдоигру можно и можно даже получить какой-то результат, малыш ведь вынужден подчиняться, к тому же, ему скучно, а тут какая - никакая развлекуха, и ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СО СТАРШИМИ, ДА ЕЩЕ УЧИТЕЛЯМИ, УЖЕ РАБОТАЮТ.
А если вы провоцируете его на игру, любую (хоть в классики, по ситуации), а потом присоединяетесь и незаметно рулите, можете научить ребенка чему угодно. НО ДЛЯ ЭТОГО ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ, СВОБОДНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, СПОСОБНЫМ СОЗДАТЬ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ОБРАЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС В ПРЕДЛАГАЕМЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. А это трудно! Тут пойдет повтор, потому что…
Человеческий совет практика - читайте СЕБЕ лучшие книги по педагогике: «Пэппи Длинный чулок» (ах, какое там «помножение!»), «Винни-Пух и все-все-все», «Мэри Поппинс». Это лучшие педагогические пособия, где игра становится многоплановым обучением, и не только математике, а очень многим важным вещам. Как прочитается хоть про одно нужное, дело пойдет. Вы протиснетесь через игольное ушко в царствие детское, где все есть игра, а она и есть жизнь. Но для этого придется оставить мнимые богатства – взрослое всезнайство СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ. Дети сами вас и себя всему научат.
Из практики: мы каждый раз с новой детской группой заново создавали буквы, цифры, числа, ноты, слова на разных языках. И каждый раз все происходило по-новому, потому что чудо повторить невозможно.
С детьми хорошо, с взрослыми гораздо труднее, - они уже все знают, в предлагаемом хотят услышать только подтверждение своим знаниям и возможность отрицания нового, другого. С ребятишками каждый раз заново создаешь мир, а со взрослыми сначала выметаешь ошметки старого (Сизифов труд), и только потом удается сотворить совместно малю-ю-сенькую капельку нового, которое они смогут использовать. Но и в том, и в другом случае, получается, только, если любишь учителей – учеников, учеников – учителей. В противном случае, звереют и переходят на способы и методы, притворяясь, добрым игруном.


Комментарии

Популярные сообщения