Как игру
сделать обучением?
Прочитала
заголовок поста: «Как обучение сделать игрой», - и разозлилась, что со мной
случается редко. Но все мы грешны. Вспомнилось, сколько раз на семинарах
педагоги мусолили затертую фразу «обучение в игровой форме», и сколько раз
растерянно озирали руины методических иллюзий - результат осознанного,
осмысленного разбора их реальных действий.
Для ребенка
игра – это жизнь, реальная жизнь. Просто взрослые убеждают его (и постепенно
добиваются своего), что игра – несерьезно, отдельно от жизни. А потом начинают
играть с ребенком, пытаясь принудить его снова поверить, что игра – серьезно. «Сейчас
мы с вами поиграем немножко, а по пути, по-настоящему, чему-нибудь научимся».
Но кредит доверия уже утрачен, и вся затевашка теряет смысл. Начинать надо с
причины – не отбирать игру, потому что она на самом деле, а не как будто и не
понарошку, учит ребенка, просто многие взрослые не умеют пользоваться ей, как
инструментом, вовремя направляя самообразовательный процесс в нужное русло.
На все
возмущенные крики отвечаю примером. Элементарно, Ватсон! АБСОЛЮТНО ЛЮБУЮ ИГРУ
МОЖНО, БЕЗ РАЗРУШЕНИЯ ЕЁ СПОНТАННОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЛЮБОГО НАВЫКА. Ребенок строит куличики в песочнице, возраст от 0+,
- присоединяйтесь.
- Тебе один
куличик, мне два.
- Мне тоже
два.
- Хорошо,
прибавь еще один, теперь у нас поровну. У меня два…
- … и у меня
тоже два! – кричит малыш (простая психология - мотивация).
- А у меня
есть ведерко, сделаю себе пирог. Теперь у меня 2 кулича и один пирог, всего три
вкусняшки.
- И я сделаю
себе пирог!
- Ой, у меня
один упал, сломался...
Сейчас вы
можете научить его прибавлять, отнимать и даже делить и умножать, ЕСЛИ ТОЛЬКО
НЕ СЪЕДЕТЕ НА МЕНТОРСКИЙ ТОН, ПОРУШИТЕ ИГРУ, НАЧНЕТЕ ЗАСТАВЛЯТЬ, ПОВТОРЯТЬ. Вам
трудно, потому что вас давно отучили играть, а научили притворяться, что вы
играете, чтобы манипулировать в процессе псевдоигры кем либо. Интерес нельзя
привить, его можно только вызвать, потому что он проистекает из доверия.
Включить ребенка в псевдоигру можно и можно даже получить какой-то результат,
малыш ведь вынужден подчиняться, к тому же, ему скучно, а тут какая - никакая
развлекуха, и ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ СО СТАРШИМИ, ДА ЕЩЕ УЧИТЕЛЯМИ, УЖЕ РАБОТАЮТ.
А если вы
провоцируете его на игру, любую (хоть в классики, по ситуации), а потом
присоединяетесь и незаметно рулите, можете научить ребенка чему угодно. НО ДЛЯ
ЭТОГО ВЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТВОРЧЕСКИМ, СВОБОДНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, СПОСОБНЫМ СОЗДАТЬ В ЛЮБОЙ
МОМЕНТ ОБРАЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС В ПРЕДЛАГАЕМЫХ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ. А это трудно! Тут пойдет повтор, потому что…
Человеческий
совет практика - читайте СЕБЕ лучшие книги по педагогике: «Пэппи Длинный чулок»
(ах, какое там «помножение!»), «Винни-Пух и все-все-все», «Мэри Поппинс». Это
лучшие педагогические пособия, где игра становится многоплановым обучением, и
не только математике, а очень многим важным вещам. Как прочитается хоть про
одно нужное, дело пойдет. Вы протиснетесь через игольное ушко в царствие детское,
где все есть игра, а она и есть жизнь. Но для этого придется оставить мнимые
богатства – взрослое всезнайство СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ. Дети сами вас и себя всему
научат.
Из практики:
мы каждый раз с новой детской группой заново создавали буквы, цифры, числа,
ноты, слова на разных языках. И каждый раз все происходило по-новому, потому
что чудо повторить невозможно.
С детьми
хорошо, с взрослыми гораздо труднее, - они уже все знают, в предлагаемом хотят
услышать только подтверждение своим знаниям и возможность отрицания нового,
другого. С ребятишками каждый раз заново создаешь мир, а со взрослыми сначала
выметаешь ошметки старого (Сизифов труд), и только потом удается сотворить
совместно малю-ю-сенькую капельку нового, которое они смогут использовать. Но и
в том, и в другом случае, получается, только, если любишь учителей – учеников,
учеников – учителей. В противном случае, звереют и переходят на способы и
методы, притворяясь, добрым игруном.
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь своим впечатлением, мнением.