А вдоль
дороги мертвые с косами стоят. И тишина…
Что скрывается в страшилках?
Вспомнили
замечательную сцену с Савелием Крамаровым из фильма «Неуловимые мстители»? А
как слушают его товарищи – бандиты?!
Шедевр. Фраза стала крылатой. Но в коротком эпизоде я вижу не только смешное,
но и извечное желание человека «хапнуть» адреналина. Иначе откуда стремление
смотреть и слушать ужастики, жуткие байки, сказки – страшилки.
Кроме
погони за адреналином, по мнению специалистов, присутствует оценка степени
опасности, подтверждение способности мобилизоваться – чувства самосохранения. Приятно
вздрогнуть и тут же убедиться, что опасности никакой нет.
Но не все
страшилки имеют цель только испугать. Есть традиционная байка со смыслом,
моралью, задача которой показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу
добра.
Гоголь,
используя приемы страшной сказки, вводит персонажи, сохраняющие традиции
фольклорных героев, которые учат - главное, не дать себя запугать: «А я знаю,
почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма
ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый
хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все
бабы, которые сидят на базаре, – все ведьмы».
Другая
цель – интрига. С замиранием сердца ждет слушатель, развития сюжета. Там же, у
Гоголя, про «Мертвые души»: «Заглавие… наводящее ужас». Не зря автор просил
В.А. Жуковского не разглашать сюжета до публикации романа.
Сатира.
Высмеять через гипертрофированное уродство и безобразность, надуманные страхи,
суеверия, пошлость, собственные недостатки; победить в себе зачатки зла. Почему
в побасенках обычно опасно смотреть на чёрта? Есть опасность увидеть в нем, то
мерзкое, что есть в собственной душе: словоблудие и прелюбодеяние, зависть и
гневливость, гордыню и уныние – греховное. А при чем тут опасность смотреть на
черта? Можно таким образом привлечь его внимание к росткам зла в твоей душе и
стать его пленником.
Как
видите, не все так просто с ужастиками. Я, конечно, не имею в виду низкопробный
киношный вариант с морем крови, призванный только качать адреналин, возможно,
преследующий и более мерзкие цели.
Кстати,
байка не обязательно страшная, но всегда остросюжетная и поучительная (хорошая
байка). Хочу поделиться байками, рассказанными моей бабушкой. А у вас,
разумеется, есть свои любимые и интересные. Если поделитесь, буду рада.
Бабушкины байки
Как у многих домашних ребятишек, растущих под крылом у
бабушки, мое детство было наполнено сказками, песнями, прибаутками, семейными
преданиями, байками. Особенно интересовала меня другая, дореволюционная жизнь,
совсем не похожая на нашу.
— Святки скоро, — говорила бабушка, — ворожить будем. Ах,
как мы гадали в девушках на святки!
— А как? Бумагу жгли, ножницы крутили?
— Нет. Мы петуха и курицу в дом приносили, раскладывали по
тарелкам разное, к чему подойдет петух — такой и муж будет. К монеткам —
богатый, к зернам — обжора, к браге — пьяница, а если к курице — гулящий.
— С какими ещё зверями ворожили? — интересуюсь я. Бабушка
смеется.
— С разными. С овцами. Как-то отважились пойти ночью в
овчарню, электричества еще не было тогда, только луна в дверь подсвечивает.
Сестры ушли вперед, а я замешкалась, они вдруг завизжали и вон бегут, едва с
ног не сбили. Оказалось, как стали овец щупать, чувствуют, что-то не то. Это
парни деревенские разделись догола, вывернутые полушубки надели, да и встали
вместо баранов. Как смекнули девчонки, что к чему, так и кинулись прочь. Чуть
со стыда не сгорели.
Я, совершенно ничего не поняв, заваливаю вопросами. Зачем
они овец щупали, почему парни разделись, как в бане, а потом полушубки надели,
отчего стыдно было и кому? Бабушка, сообразив, что попала впросак (не положено
мне рассказывать, как определить пол овцы или человека по гениталиям),
переводит разговор на другое:
— Баня ночью тоже место таинственное и жуткое. В бане свой
домовой живет — банник. По ночам там нечисть моется. У нас в деревне байку
рассказывали про Кривого гармониста.
Я, забыв про «голых овец», загорелась любопытством пуще
прежнего.
— Жил в деревне один парень, красивый, работящий, песенник
наипервейший. Была у него мечта — выучиться на гармони играть. Но гармошка по
тем временам инструмент дорогой. Копил он, копил несколько лет, в конце концов,
собрал денег. Осенью, как хлеб убрали, поехал по первопутку на ярмарку в
большое село и купил гармонь, да не какую-нибудь, а самую настоящую - Тульскую.
Купить — купил, а играть не умеет, и научить некому, нет в их селе гармониста.
Пилит целыми днями, всех домашних извел и сам извелся. Зашла к ним как-то в
гости старушка одна, увидала его мученья и посоветовала, пойти с гармошкой после
полуночи в баню, лечь на полок и ждать. Парень на что угодно готов, только бы
играть научиться. Устроился он ночью на полке, пялится в темноту, да пиликает
на страдалице гармони. Вдруг дверь распахнулась, вошел мужик — молодой, ладный,
чернявый.
— Чего лежишь? — спрашивает. — Поехали, надо на свадьбе
играть.
— Так, я ж не умею!
— А ну-ка, покажи.
Тронул горе-гармонист кнопочки и чудо — ладно заиграл, будто
всю жизнь умел.
— А говоришь — не умею. Поехали.
Тот, ошалевший, на все согласен. Вышли, видит, у крыльца
кони вороные, по свадебному убраны. Сели и понеслись под бубенцы. Приехали в
село незнакомое, богатое, к дому крепкому, высокому. Там уже веселье вовсю
идет, только гармониста не хватает. Парень заиграл, всю жажду к игре неистовую
выплескивает. А народ пляшет, да нахваливает. Только заметил он, что время от
времени мужики и бабы подходят к чашке какой-то, черпают из неё щепотью, но не
едят, а на лоб мажут. Что за диво, думает. Сунул незаметно палец и мазнул себе
лоб и глаз левый, нечаянно. Ничего не поменялось, только лоб болотом пахнет. Протер
глаза, да так и обмер. Левым глазом увидел вокруг себя ведьм, да чертей. Рыла
страшные, копыта, рога. Подойдет колдунья к плошке, натрет себя и в трубу
вылетает. Глянул обоими глазами — парни да девки кругом. Ну, думает, никак
нельзя виду подать, что их разгадал, иначе смерть. К вечеру знакомец его
подошел, денег дал за игру и проводил к повозке. Прищурил паренек правый глаз и
видит, что черт с ним к саням идет, и не сани то вовсе, и не кони, а ветки
сухие, да сена мешок, кругом не деревня, а кладбище. Страшно, но терпит. Подвез
его к дому нечистый и сгинул. С той поры стал он знаменитым на всю округу
гармонистом, ни одна гулянка без него не обходилась. А как играть за одну ночь выучился,
никому не сказывал.
Но только дело с нечистым на том не закончилось. Окривел он
скоро, а случилось так. Лежал зимой на полатях, дремал, мать его и жена молодая
внизу пряли. Разговорились между собой, да повздорили, слово за слово —
перепалка началась. Он прикрикнул сверху, женщины примолкли, но только нет-нет,
то одна, то другая слово бранное скажут, будто кто их в бок толкает. Хотел он
снова шикнуть, приоткрыл левый глаз и обмер. Между бабами черт сидит и, в самом
деле, по очереди их пихает. Как ткнет какую, так она лается.
— Ты зачем баб дразнишь, нечисть? — спросил он рогатого. Тот
смекнул, в чем дело и спрашивает:
— Ты каким глазом меня видишь?
— Левым, — ответил честно, по простоте своей, парень.
Черт ткнул ему когтищем в левый глаз и окривел наш гармонист
на веки вечные. С нечистым шутки плохи. Или изувечит, или хворь наведет. Но
света божьего боится.
— Было это на великий пост, — плавно перешла бабушка к
другой байке. — Брат мой, Андрей, заболел и боялись мы, что умрет. Фельдшер
сказал — надежды мало. На Пасху мама стала его одевать, чтобы везти на литургию
в соседнее село, в большой храм. Отец воспротивился, не дай Бог, помрет в
дороге, но мать настояла. Закутали, в телегу уложили и отправились, помолясь.
Выехали затемно, а к середине пути солнце уж высоко поднялось и, как это только
на пасху бывает, «играло». Брат вдруг сказал: «Смотри, мама, ангелы крылами
машут, и Богородица улыбается». Мать заплакала, решила, отходит Андрейка.
Только, когда к храму подъехали, он вдруг сам встал и пошел к службе. Домой и
вовсе здоровым вернулся.
— Бабушка, а разве богохульники про это не знали?
Богохульниками бабушка называла комсомольцев, которые в их
селе из храма сделали клуб. Песни там непотребные пели, собрания проводили.
— Знали. Да, им, нехристям, ничто не свято. И не боялись
ничего — ни Бога, ни чёрта. Раз парни наши ночью, под Рождество, оделись в
простыни, как в саваны, да за церковью на погосте спрятались. Певуны нарочно в
святую ночь на сходку собрались, а как вышли, на привидения и наткнулись.
Струхнули, конечно, драпали во весь опор. Но клуб свой после не бросили.
— Какие они песни пели?
— Богопротивные.
— Это какие?
— Против Господа — богохульные.
Но мне нужно в точности знать, как они бога хулили.
— Какие слова там были? — припираю я бабушку к стенке.
— Давно было, запамятовала, — увиливает она.
— Хоть некоторые скажи.
Бабушка нехотя:
— Ну, о том, что на небесах все переменились, испортились.
— Пропали, сгнили?
— Я потом тебе объясню. Скоро дедушка придет, а ужин холодный.
Так часто бывало — начнет вспоминать, увлечется и скажет про
то, что ребенку еще знать не положено, после выкручивается.
Размещен отрывок из рассказа Натальи Волохиной "Бабушкины байки"
Комментарии
Отправить комментарий
Поделитесь своим впечатлением, мнением.