А НЕ ПОЙТИ ЛИ ВАМ?
(Из книги «Но здесь наша родина» Н. Волохиной)
Мы идем с подругой и коллегой в одном лице с работы
через Городской парк культуры и отдыха. Парк устроен в лучших
советских традициях: тенистые аллеи, клумбы, фундаментальные
скамейки, гипсовые женщины с веслами и мальчики с горнами.
Радио бодрит знакомой до зубной боли музыкой. Биллиярдная —
официальное злачное место — дымит, стучит шарами, извергает
из себя проигравшихся, подвыпивших мужиков.
Один такой, выплюнутый, раздраженно потоптался у порога
дымного «рая», понял, что не светит, и направился развинченной
походкой по аллее к выходу. Тут, как на грех, наткнулся на нас.
Глаз вспыхнул бусинкой азарта с новой силой: «Вот сейчас отыг-
раюсь! Есть, все же, фарт!». А «фарт», не смотри, что на «шпиль-
ках», в боевой раскраске и при параде, только снаружи блестя-
щий, а под оберткой — лошадь после пашни. Но он же не знал
или не хотел знать, что день сегодня не задался.
— Девчонки! Вы куда гуляете? Вас проводить?
Несколько зазываний мы пропустили безответно. Наконец, я
со вздохом, чисто по-человечески попросила:
— Парень, отстань, а? Не видишь, ничего не будет. Устали
девочки. Ты иди, ладно?
Но у него, видно, замкнуло — как заведенный талдычил своё.
Выход все не приближался, аллея растягивалась резинкой
от старых трусов.
— Слушай, мужик, отстань. По-хорошему же просим. Ну, что,
тебя послать?
«Фартовый» нахохлился боевым петухом и с вызовом спро-
сил:
— А можешь?
— Да, — спокойно — устало ответила я, — иди на…
Он замер, сжался в комок, не то от неожиданности, не то,
готовясь к нападению. Подруга тоже сгруппировалась. Я продол-
жала спокойно шагать к недосягаемому выходу.
— Ты свихнулась, — зашипела очнувшаяся приятельница, —
он же мог нас ударить!
— Но не ударил.
Я обернулась. Парень шел в противоположную сторону.
— Но мог!
— Не мог. Мы его не трогали. Что просил — получил.
Поезд третьи сутки пытался сбить из моих мощей масло,
перемещая их от крайней северной точки родины к южно-мор-
ской. Пассажиры дальнего следования обжились, притерлись
друг к другу и горластой проводнице. Оставалось пережить пол-
тора суток в железнодорожном миксере, и благодатное море
примет нас в свои ласковые объятья.
Я вышла из купе по одному из малочисленных вагонных
маршрутов и столкнулась с ним нос к носу. «Семейная» майка
обнажала расписные плечи в куполах, «стальная улыбка» север-
ного зэка украшала худенькую, скуластую мордочку. Тощий, низ-
корослый, нескладный, похожий на окрысившегося, недокорм-
ленного подростка, при ближайшем рассмотрении, оказался
не таким уж юным. Мелкие дворняги, пока не поседеют
и не покроются колтунами, обычно выглядят щенками. И тот же
настороженно-заискивающий взгляд.
Он мигом сделал кобелиную стойку и заговорил в развязной
блатной манере, но в пределах допустимого. Я, не отвечая, дви-
нулась по узкому проходу. Его, видимо, задело, что я не напряг-
лась, не испугалась, игнорировала его. Тенорок стал визгливее
и громче. Я обернулась, еще раз внимательно окинув его взгля-
дом, по результатам осмотра поинтересовалась простодушно:
— Мужик, ты себя в зеркало видел?
Блатной окаменел. На металлических зубах блеснули солнеч-
ные зайчики. Я покинула кавалера раньше, чем тот подобрал
отвисшую челюсть. Краем глаза, ухватив рыбьи, выпученные
в ужасе глаза проводницы, я скрылась за спасительной дверью
туалета. Только через пару минут, визгливый мат пронесся мимо,
в тамбур.
— Ты что? — голосила, благоухая потной форменной рубахой,
свидетельница неудавшегося ухаживания. — Он ведь тебя убить
может. Он же только что откинулся. Пятнадцать лет отмотал
за убийство.
Про убийство я поняла, благодаря чему перевела остальную
«феню».
— Ну, если сразу не кинулся, не убьет. Я его на свидание
не приглашала, а «подвигов» себе этот недомерок сколько угод-
но припишет.
Ресторанные вечера в перестроечные времена очень напо-
минали Мосфильмовский НЭП. Костюмы другие, а типажи все
те же. Гостиничный ресторан под одной из знаменитых Алма-
Атинских высоток уже дымил и гудел, как растревоженный улей,
когда мы с другом спустились поужинать. Официанты, как дело-
витые пасечники, сновали между столиков с сосредоточенными
лицами. Изобразив внимание, раскосая красавица довольно
быстро обслужила, калькулировав по нашему «прикиду», явно
с положительным сальдо, обсчет плюс чаевые.
Компенсацией за «среднюю» еду и спиртное для меня, хищ-
ницы, стал кусок хорошо отбитого мяса. И только-только радость
от сытого тепла затопила усталое тело, заглушила табачную вонь
и кабацкий шансон, как он нарисовался. Определенно, «новый
казах» (ну, не скажешь «новый русский», если он казах). Глаза
стеклянные, тощие джинсовые ноги колесом держат плохо.
Но речью, причем русской, еще владеет.
— Можно пригласить вашу девушку?
— Она не танцует.
Пауза. Дальше по кругу тот же диалог несколько раз. Снова
пауза. И коронный номер:
— Можно пригласить вашу девушку? Я заплачу! Сколько?
Друг мой, человек адекватный, в бутылку не полез. Сказал
насмешливо и жестко:
— У тебя денег не хватит!
Самец почти трезво насторожился, я тоже. Мы были вдвоем
на чужой территории. Из плюсов был только один — мой друг
тоже казах. И когда скандал должен был уже грянуть, мой ангел
хранитель вынул козырь из рукава.
— Жаркынбек, салам дорогой! Какими судьбами?!
Столик окружила шумная мужская компания. Самец — ориги-
нал растворился.
В тот вечер, уловив ситуацию, мой ангел — хранитель был
очень бдителен и спас мою никчемную жизнь во второй раз.
Я пошла в дамскую комнату. Лестница на цокольный этаж
вела монументальная. На ступеньках стояли путаны националь-
ного разлива. Честно говоря, я первый раз видела проституток —
казашек. Южный женский национальный тип сильно отличается
от северного. Высокие, с матовой кожей, с большими черными
глазами, луноликие в спецодежде (мини, чулки-сетка, каблуки
в полроста) проводили меня зорким взглядом до самой кабинки.
Я решила, расовая неприязнь. Ошибочка вышла. На обратном
пути, где-то на середине лестницы, плотная, задастая деваха
заступила мне дорогу. Я не из пугливых. Спокойно, молча на неё
смотрела.
— Красивые у тебя серьги, — прокуренным голосом конста-
тировала она.
Аметистовые, дареные бабушкой серьги, действительно были
красивыми, и я охотно согласилась:
— Да, красивые, старинная вещь.
Девица, явно не ожидавшая такого хладнокровия, на мгно-
вение задумалась, потом кивнула товаркам, и они синхронно
закрыли нас своими бедрами и бюстами с двух сторон. «Ювелир-
ша» же неожиданно резко толкнула меня к стене и профессио-
нальным движением прижала горло локтем поперек.
— Снимай!
— Сейчас, все брошу, и а, ну, давай снимать.
Столько русских слов и в таком сочетании она не знала. Сно-
ва секунду покумекала, и решила действовать самостоятельно.
От разрыва мочки уха меня спас Жорик, Жаркынбек, то бишь.
Сами понимаете, по чьему наущению, он, обеспокоенный моим
долгим отсутствием, пошел искать меня прямиком в женский туа-
лет.
— А что это вы тут делаете, девочки? — поинтересовался он
с угрожающей интонацией. Разбойницы расступились.
— Беседуем о своем, о женском, о побрякушках, — вяло
пошутила я.
Девицы скучковались и ретировались вниз лестницы. Жора
проследил за ними взглядом, а я резюмировала:
— Где им самое место.
— Где? — поинтересовался спаситель.
— Где-где? На дне! А еще журфак окончил.
Мы облегченно рассмеялись.
— Бытийность, как и все прочее, инфернальна, — говаривал
мой учитель.
Истинно так. В один из переходных «серых» периодов, я
продавала «Гербалайф». Вот вам и «Да, ну?!». Дама я обсто-
ятельная, все делаю с размахом и качественно, на результат.
Иначе, к чему стебаться? Вникла в состав, показания, проти-
вопоказания (это только на «сетевых» тусовках врут, что всем
«продукт» можно) и стала торговать. Получалось, не только про-
давать, но и не вредить, и даже пользу приносить. Но сейчас
не о том.
Выходить из дому я очень не люблю, потому дала объявление
и в отведенные часы купечествовала по телефону. Если вы про-
давали по объявлению хотя бы старую швейную машинку, вы
меня понимаете. А тут, пресловутый «Гербалайф» — мечта поху-
деть, обжираясь на ночь, в самый разгар его нашествия. Вме-
няемые и не очень, и совсем невменяемые, за отведенные
на торговлю два телефонных часа, даже при моей психоэмоцио-
нальной устойчивости, выпивали «ведро крови».
Разговор с этой средневозрастной теткой напоминал старый
анекдот.
— Алло! Это бюро ритуальных услуг?
— Да. Здравствуйте! Чем могу вам помочь?
— Можно заказать у вас гроб?
— Да, пожалуйста.
— Простите, а можно прямоугольной формы?
— Разумеется.
— Спасибо! До свидания!
— Алло! Я вам сейчас звонила по поводу гроба.
— Да-да, я помню.
— Скажите, а можно заказать гроб квадратной формы?
— Конечно.
— Благодарю!
— Извините, это снова я. А круглый гроб вы можете изгото-
вить?
— Можем, конечно, если вы желаете.
— Прошу прощения, но я еще хотела уточнить…
— Слушаю.
— А элипсообразный гроб вы можете сделать?
— Вы что, дура?!
— Да, а что?
Я её честно спросила, чего она ждет от добавок, тщательно
выяснила про здоровье и образ жизни, и честно ответила, что
желаемый результат она с «Гербалайфом» получить не может
по тем-то и тем-то причинам, а может получить только такой-
то. Подробно ответила на все вопросы и, облегченно вздохнув,
положила трубку. Когда она перезвонила в пятый раз, я вежливо
и почти нежно сказала:
— Женщина, идите в ж…у
— Что?
— Идите в ж…,пожалуйста.
И положила трубку. Больше она не перезванивала.
Мой учебный центр находился на арендованной террито-
рии — в отдельном крыле детского сада. По выходным, в семи-
нарские дни, дверь в общий коридор открывали, чтобы поль-
зоваться дополнительным туалетом. Во всем здании кроме нас
и сторожа никого не было. Сторожа либо заступали на вахту,
запирали двери и уходили домой до вечера, либо напивались
и мирно спали где-нибудь в группе, никакого беспокойства
не доставляя.
В очередной воскресный день, сторож, как обычно, отбыл
восвояси, а мы работали. Шел трудный процесс, требующий пол-
ной тишины, сосредоточенности от тренера и участников. Неожи-
данно в коридоре раздались гулкие шаги. Кто-то шел и, распа-
хивая все двери подряд, зазывал: «Петя! Петь, ты где?». Я сде-
лала предупреждающие знаки семинаристам, чтобы продолжа-
ли, не отвлекались. Наконец, наша дверь со стуком распахнулась,
и полупьяный мужик застыл изваянием на пороге от неожидан-
но открывшегося зрелища. И было отчего. В предыдущих поме-
щениях кроме детских кроваток и игрушек ничего и никого, а тут
человек тридцать народу сидят кружком в полном молчании. Я
прижала палец к губам, призывая и его к тишине, и показала
рукой направление от двери. Мужчина ожил, но не внял. Вместо
этого громко спросил: «Вы сторожа не видели?». Я отрицательно
покачала головой и повторила предыдущие телодвижения.
Но короткое замыкание в его голове, случившееся под влиянием
увиденного, не позволило принимать невербальные сигналы.
«А где он? Не знаете?». В ответ отрицательное покачивание голо-
вой. Он помолчал немного и удивленно-хамовато спросил:
«А что вы тут делаете?». «Мужик, пошел на…» — сказала я раз-
дельно, четко и с нажимом. Он изумился не меньше, чем, когда
нас увидел, но команду выполнил — вышел и закрыл дверь.
Через несколько шагов в коридоре остановился и сам себя
ошарашенно спросил: «Это что же, она меня послала?». Постоял
немного и удалился, даже не пытаясь больше искать Петю. Види-
мо, в заданном направлении.
По окончании упражнения, во время обсуждения, поражен-
ные семинаристы (в основном, доктора) возбужденно рефлекси-
ровали:
— Мы не ожидали, что вы его пошлете!
— А что я должна была сделать? Вступить с ним в объяснения,
прервать процесс, в котором я отвечаю за результат, вашу жизнь
и здоровье? Он видел, что люди заняты, я его просила по-чело-
вечески не мешать? Он зашел не на свою территорию и вымогал,
чтобы его послали. И я, воспитанная, образованная дама, сдела-
ла то, чего от меня ждали. Единственно возможное и эффектив-
ное.
Это все правильные слова. А проще? Не ходи в чужой огород,
не «замай», чтобы не спросили: «А не пойти ли тебе…?»
2016 г.

Комментарии

Популярные сообщения